Сколько б ни длилась жизнь твоя, всю её следует посвятить учебе.

среда, 15 июня 2011 г.

На уроке русского языка


ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
ОРФОГРАФИЧЕСКОГО МОРЯ
 (В ФОРМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В 6 КЛАССЕ)  
ЦЕЛЬ УРОКА: ПРОВЕРКА У УЧАЩИХСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.

   Сегодня у нас необычное путешествие. Я приглашаю вас в далекое, но интересное плавание по морю, по морю знаний, по морю орфографии.
   Это самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле, полное неожиданностей и опасностей.
   И чтобы нам не погибнуть в пути, необходимо быть предельно внимательными и, главное, орфографически  зоркими.
   - А что значит быть орфографически зоркими?
   - Что такое орфография? А что такое орфограмма?
   - Зачем нам нужно обязательно «переплыть» это море?
Итак, я вижу, что вы готовы. Тогда – в путь!


2. Чтобы правильно нам взять курс, выполним следующее задание.
Задание: Отгадайте загадку, найдите в тексте все орфограммы, подчеркните их и приготовьтесь объяснить.

На _ окне сидит горшок,
А в _ горшке растет цветок.
Посмотреть – не _ разберешь:
Не _ растение, а еж.                          

3. Внимание! А вот и первый риф! Его преодолеет тот, кто правильно, по орфограммам, распределит слова, добавив по одному своему примеру.

А) слагаемое, росток, предположить…
Б) подросли, коснуться, стереть…
В) собирать, предлагать, возраст…
Г) касание, приложение, сдирать…
Д) соберу, догорает, приросли…
4. Устали?   Давайте немного отдохнем. Но совместим полезное с приятным.
     Проведем орфографическую пятиминутку.

Задание: определить, о какой орфограмме идет речь в стихотворениях.

1) Пища, чаща, роща, куча,
     Саранча, кочан и туча,
     Дача, чайка, каланча –
     Все слова на…….                                           

2) Козочка, горочка, тридцать три пригорочка,
    Дачка, кочка, точка, ночка, золотая звездочка.   

3) Что за буква, кто узнает?
    Звука не обозначает,
    Может только показать,
    Как согласную читать.                                  

4) Было «сели», стало «съели».
    Догадаться вы сумели,
    Почему случилось так?
   Кто виновник?                                                 

5) Поздний, звездный и окрестный,
    Здравствуй, областной и местный,
    Сердце, солнце и участник,
    Чувство, лестница и праздник…
    Научись слова читать
   И запомни, как писать.                

6) Беговой, бегут, бежать,
    Належался, полежал,
   Покричал, перекричал,
   Намолчался, промолчал.
    Вставьте буквы, подчеркните,
   Что за правило, скажите.                 
                                                                      
7) Желтый, шелковый, тяжелый,
    Шепот, желудь, щетка, пчелы.
    Пусть запомнится тебе:
    За шипящей – буква Е.                      

8) Вставьте буквы, не спешите,
    Что за правило, скажите:
    Обед, завод, медведь, кровать,
    Отряд, народ, этаж, тетрадь.         
9) Не ругайтесь, не деритесь,
    Не стоните, не дразнитесь,
    Не кричите, не спешите,
    Вместе НЕ не напишите!           

5. Молодцы!

Скоро обед! Давайте заглянем к нашему коку.
 Вы знаете, он в отчаянии. Не знает, как правильно написать слова в меню.

Как-то с ним случилась неприятность. Однажды к нему пообедать зашел известный писатель А.И.Куприн. Он посмотрел меню и заказал:
  - Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого мы подать не можем, - удивленно ответил официант.
- Но в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн.

Давайте поможем нашему другу, чтобы он снова не оказался в таком щекотливом положении.

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Постарайтесь как можно меньше
               пользоваться орфографическим словарем.

Меню:

1)    Буль..н    кури(Н,НН) ый  с   фр..кадельками
2)    Ра(С,СС)ольник   с   к..лбасой
3)    К..тлеты    св..ные
4)    П..льмени
5)    К..мпот     (груш..во) алыч..вый
6)    К..сель     клюкве(Н,НН)ый
7)    Коври..ка    ржа(Н,НН)ая
8)    П..рожное    б..сквитное
9)    Пиро..ки    с   печ..нкой


6. Ребята! Пока мы занимались меню, к нам незаметно подплыли пираты.
     Они предлагают нам орфографическую дуэль.

Задание: Определить на слух, как нужно писать слова.  (Работаем с
                  сигнальными карточками)

Поседеть к старости, посидеть рядом;
Поласкать ребенка, полоскать белье;
Разрядил ружье, разредил морковь на грядке;
Развевается флаг, развивается сила воли;
Примирять друзей, примерять костюм;
Даю сигнал, дою корову. 

7. Молодцы, ребята! Вот мы и справились со всеми заданиями.
     Уж виден берег.
     Осталось только составить запись в нашем судовом журнале об этом путешествии.
     Это и будет вашим домашним заданием. А назовете его так же, как и наш урок:  «По морям, по волнам орфографического моря».

Комментариев нет:

Отправить комментарий