Сколько б ни длилась жизнь твоя, всю её следует посвятить учебе.

среда, 15 июня 2011 г.

Развитие орфографической зоркости

         Повышение орфографической грамотности учащихся всегда остается одной из важнейших проблем в преподавании русского языка в школе.
         У подавляющего большинства школьников, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать ту или иную орфограмму не вызовет особых затруднений. Однако необходимость применять давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.
        
Таким образом, необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую орфографическую зоркость, добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.


       Сформировать грамотное письмо у учащихся – задача не из легких. Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы.
          Вот уже четвертый год я работаю над этой проблемой. И принимая в начале учебного года  новый класс, я с первой же недели стараюсь выявить наиболее слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу.
          В тетради учета успеваемости на отдельной странице записываются фамилии этих учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает их в одних и тех же словах, на одно и то же правило.
         Ошибки не исправляются учителем, а подчеркиваются. А учащиеся уже самостоятельно выполняют работу над ошибками.
          В конце учебного года замечаешь, что ошибок, допущенных учащимися в письменных работах, становится значительно меньше.
        Для развития у ребенка орфографической зоркости на каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. Это или «По следам ошибок», когда ученики самостоятельно выписывают слова из домашних упражнений, в которых допустили ошибки, и на каждую орфограмму придумывают по два своих примера; или это работа над новыми словами, которые даны в учебнике для запоминания; или словарные диктанты различных видов («с подсказкой», с грамматическим заданием, с самопроверкой, с продолжением, с сопоставлением, выборочный, распределительный, с использованием сигнальных карточек и т.п.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий